Голландская традиция в развитии русской школы керамической плитки

Главное событие, которое произошло в XVIII веке в области керамического искусства - полное исчезновение керамического декора с фасадов храмов России. Изразец начинает использоваться исключительно для внутренней отделки, причем не только храмов, но и светских учреждений и поместий дворянства и зажиточного купечества. Постепенно снизилась высота рельефа, а позже рельеф вообще исчез. Рисунок стал наноситься на плоскую поверхность керамической плитки кисточкой. Характерные для греческой традиции изготовления плитки библейские и мифические сюжеты были вытеснены мирскими сюжетами. Наряду с ручной росписью появился печатный графический лубок, технология изготовления которого была заимствована у голландских мастеров. На рубеже XIX-XX веков до 90 процентов керамической плитки изготавливалось на фабриках по голландской технологии. Поэтому период с XVIII - до начала XX века принято называть голландской традицией развития русской керамической школы.

 

Дельфтская живопись в XVIII веке

По указу Петра Первого русские купцы обязывались закупать облицовочную плитку в голландском городе Дельфте. Российским мастерам было приказано освоить производство голландской плитки на российских мануфактурах, что и произошло в скором времени. Крупнейшими центрами по производству керамической плитки были частные заводы и Гончарные дворы: Петергофский, Смольный, Ново-Невский, Стрельнинский. Изразец перестал быть единичным художественным творением и начал производиться серийно. Лишь немногие мастера сохраняли отечественные традиции изготовления керамической плитки и передавали их своим ученикам.

Для дельфтской росписи типичны тонкие темные линии рисунка на белой глазури. Изображения изящных цветов, геометрических фигур никогда не были характерны для отечественной традиции изготовления керамики. Поэтому нередко лаконичные изображения "разбавлялись" цветными рисунками.

Основными противниками дельфтской живописи были московские мастера. Консервативно настроенные, они, тем не менее, уже отказались от использования высокохудожественной керамической плитки в отделке храмов. Как и петербуржские мастера, москвичи считали, что керамическая плитка должна быть доступна всем желающим, однако превращать ее в обычный отделочный материал не стоит. Сюжетная сторона, понимание цвета в керамической плитке оставались в московском керамическом производстве вполне традиционными.

Во внутренней отделке изразцы все чаще стали использоваться в декорировании печей. Со времен правления Петра Первого отлично сохранились керамические медальоны с одноцветными росписями. Этими медальонами были выложены печи церкви в Троице-Сергиевой Лавре, Верхоспасском соборе Московского Кремля, Братского корпуса Высоко-Петровского монастыря в Москве. Если в Москве и Петербурге интенсивно развивалась новая традиция росписи на плоской поверхности керамической плитки, то в провинции еще продолжала преобладать традиция архитектурной керамики. Однако в конце XVIII века изготовлением рельефной керамической плитки занимались редкие мастера.

Возрождение традиции рельефной керамики в начале XX века

Упрощение сюжета рисунка керамической плитки в XIX веке не прошло незамеченным для многих русских художников. Было странным наблюдать грубую, простую керамическую плитку, которая продавалась рядом с храмами, облицованными несколько столетий назад великолепными с точки зрения сюжета и способа производства изразцами. В 1876 году И.Е. Репин писал критику В.В. Стасову: "А мы теперь все керамикой занимаемся, пишем на блюдах: занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжига в огне; вот чудесно применить бы к наружной живописи и к живописи в местах, где она скоро портится и где ее заменяют тяжеловесной, аляповатой мозаикой".

В начале XX века открываются целые студии, которые исследуют рисунок и материал изразцов XV-XVII веков и создают новые образцы керамической плитки по традиционной технологии. Одной из наиболее известных студий была студия С.П. Дягилева, который привлек к работе над керамикой В. Серова, Е. и В. Поленовых, А. Головина, М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, А. Андреева, И. Левитана и других известных художников. Эти художники работали в так называемом "неорусском" стиле, основателем которого стал В.М. Васнецов. На керамической плитке создавались рельефные изображения ангелов, русских святых, традиционных для славянской мифологии существ. Известные сюжеты исполнялись в духе нового направления - модернизма и несли глубокую авторскую идею. Плитка шла на отделку как храмов, так и светских учреждений.

В период прихода к власти большевиков прекратилось всякое производство керамической плитки. С началом гражданской войны были разрушены или серьезно испорчены древнейшие памятники керамического искусства. Лучшие художники и мастера были уничтожены или отправлены за границу. От величайшей традиции изготовления керамической плитки остались лишь крупицы, которые сегодня тщательно собираются и изучаются.